Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 26.04.2024, 22:50

Сайт

Учителя начальных классов

 Волковой Юлии Геннадьевны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 83
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Доступны ли младшим школьникам исследовательские и проектные работы?

 

Доступны ли младшим школьникам

исследовательские и проектные     работы?

 

      Многогранный современный мир претерпевает постоянные изменения,  которые затрагивают многие сферы жизнедеятельности  человека.  Как научить человека адаптироваться к  быстро меняющимся жизненным реалиям? Решением этой проблемы необходимо заниматься уже в школьном возрасте. Именно в школьном возрасте формируется мировоззрение человека, развиваются задатки и способности. Поэтому задача современной школы не только увидеть  и раскрыть эти способности, но и сформировать мобильную личность, способную применять свои знания и умения,  как в знакомой, так и в незнакомой жизненной ситуации.

      В  «концепции модернизации образования на период до 2010 года»  даются  ориентиры на  индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся.  Возрастает ответственность школы за интеллектуальное и творческое развитие ребенка. Следовательно, становятся востребованными такие педагогические технологии, которые были бы адекватны целям модернизации образования. И таковыми являются технологии  организации проектной и исследовательской деятельности. И это  предполагает использование проектного и исследовательского метода обучения.

Проектный  метод обучения  предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа,  прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Исследовательский метод обучения предполагает  организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от  проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого- либо заранее планируемого объекта даже его модели или прототипа.  Исследования по сути – процесс поиска  неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной  деятельности.  Как отмечает А.И. Савенков, «проектирование  и исследование – изначально принципиально разные по  направленности, смыслу и содержанию виды деятельности.  Исследование –бескорыстный поиск истины, а  проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи».

Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?

Нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

Организация исследовательской деятельности младших школьников – проблема противоречивая и спорная.  В современной начальной школе, которая принимает личностно-ориентированное образование, достаточно широко стали использоваться методы, которые не были типичными для традиционной школы. Известно, что традиционный учитель – сторонник иллюстративно-объяснительного метода преподавания. При этом схема дидактического процесса весьма «прозрачна»: восприятие образца (учебник, объяснение, наглядность) – воспроизведение (применение образца в самостоятельной работе) – контроль – оценка. И в каждом структурном элементе этого процесса главным лицом является учитель.

Особенности личностно-ориентированного обучения заключается в том, что взаимодействия в системе «учитель - учащиеся» строятся по принципиально другой логике: они выступают как равноправные партнёры учебной деятельности, и обе стороны заинтересованы в её положительных результатах.

С этой точки зрения, включение младших школьников в исследовательскую деятельность – явление весьма прогрессивное и полезное, потому что развивает исследовательские умения. Вместе с тем организация этой новой формы обучения трудна,  поскольку требует большой самостоятельности её участников, в то время как это качество недостаточно развито у детей младшего школьного возраста.

Методы проекта и исследования не являются принципиально новыми в мировой педагогике. Они были предложены и разработаны в 1920 –е годы американским философом и педагогом Дьюи на основе гуманистических идей. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учётом их личной заинтересованности в знаниях и получая в итоге реальный результат.

В России идеи проектного обучения  возникли практически в то же время. Уже в 1905 году русский педагог С. Т. Шацкий с небольшой группой коллег пытался активно использовать проектные методы в практике преподавания. После  Октябрьской революции их идеи и опыт работы стали широко внедряться в практику школы, но недостаточно продуманно и последовательно. И в 1931 году постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осуждён, а использование его в работе учителя запрещено.

Вместе с тем в зарубежной практике он весьма успешно развивался и приобретал популярность. В настоящее время, когда и в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, сделан акцент на освоении учащимися ценностей и способов деятельности человека в социокультурной среде, метод проектов снова востребован и популярен.

 

Надо отметить, что проектирование и исследование - изначально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности.

v Исследование – бескорыстный поиск истины, не предполагает создания какого – либо заранее планируемого объекта, даже его модели. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

v Проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи, предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния)

v  

Вместе с тем, как в основе и метода проектов, и метода исследований лежат:

·        развитие познавательных умений и навыков уч-ся;

·        умение ориентироваться в информационном пространстве;

·        умение самостоятельно конструировать свои знания;

·        умение интегрировать свои знания из различных областей наук;

·        умение критически мыслить.

Пришло понимание того, что начальная школа – важнейший период в развитии личности учащегося, что будущее ребёнка, его интеллектуальное и нравственное развитие, отношение к труду во многом определяются содержанием воспитания и обучения в начальных классах. В современных условиях качественно меняется содержание деятельности учителя начальных классов – он должен быть педагогом, умеющим проектировать развивающую социально-культурную среду, педагогом, способным осуществлять личностно – ориентированное обучение ребёнка, педагогом, способным вести исследовательскую работу и умеющим подготовить детей к исследовательской деятельности.

Перед учителем встаёт ряд важных задач:

§  сформировать  понимание того, чем исследовательская деятельность отличается от обычной познавательной

§  развивать умения, которыми должен обладать исследователь: постановка цели, гипотезы, отбор необходимых методов, оценка результатов

§  развивать умение наблюдать: замечать, анализировать, выяснять, устанавливать

Как видно, подготовка к исследовательской и проектной деятельности занимает не только много учебного времени, но и требует от педагога особого интереса, понимания важности этой формы обучения для развития школьника.

Учителю необходимо:

·        владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовывать исследовательскую самостоятельную работу учащихся

·        уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения

·        устанавливать в группах деловой, эмоциональный настрой

·        уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов (исследований)

 

 

Учитель должен пошагово объяснять ученику все действия, касающиеся не только содержательной, но и организационной стороны работы.

 В основе метода  проектов, и метода исследований лежат:

·        Развитие  познавательных умений и навыков учащихся.

·        Умение ориентироваться в информационном пространстве

·        Умение  самостоятельно конструировать свои знания

·        Умение интегрировать знания  из различных областей наук

·        Умение практически мыслить.

Эти методы  ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся  (индивид., парную, групповую) которую они выполняют в отведенное для этой работы время ( от школьных минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Это задача личностно-ориентированной педагогики.

Проектная технология и технология  исследовательской деятельности предполагают:

·        Наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения.

·        Практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов.

·        Самостоятельную деятельность ученика

·        Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов

·        Использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы и вытекающих из неё задачи исследования, обсуждение методов  исследования. Сбор информации, оформление некоторых результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

 

Задачи проектной и исследовательской деятельности

Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы.  Систематизация знаний.

Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.

Развивающая: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного  исследования; публично представлять результаты исследования.

          Воспитательная: создание продукта, востребованного другими.

     Тематика исследования различная.

     Выбирая темы для проектов надо опираться на интересы самих учеников, учитывать привычные для них способы получения информации. Проектная и исследовательская деятельность- это интерес, радость, творческий поиск, жаркие споры, каждому находится дело по душе.

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz