Главная | Регистрация | Вход | RSS | Пятница, 26.04.2024, 22:50 |
СайтУчителя начальных классовВолковой Юлии Геннадьевны | |
Приветствую Вас Гость |
|
Доступны ли младшим школьникам исследовательские и проектные работы?Доступны ли младшим школьникам исследовательские и проектные работы? Многогранный современный мир претерпевает постоянные изменения, которые затрагивают многие сферы жизнедеятельности человека. Как научить человека адаптироваться к быстро меняющимся жизненным реалиям? Решением этой проблемы необходимо заниматься уже в школьном возрасте. Именно в школьном возрасте формируется мировоззрение человека, развиваются задатки и способности. Поэтому задача современной школы не только увидеть и раскрыть эти способности, но и сформировать мобильную личность, способную применять свои знания и умения, как в знакомой, так и в незнакомой жизненной ситуации. В «концепции модернизации образования на период до 2010 года» даются ориентиры на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. Возрастает ответственность школы за интеллектуальное и творческое развитие ребенка. Следовательно, становятся востребованными такие педагогические технологии, которые были бы адекватны целям модернизации образования. И таковыми являются технологии организации проектной и исследовательской деятельности. И это предполагает использование проектного и исследовательского метода обучения. Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния). Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого- либо заранее планируемого объекта даже его модели или прототипа. Исследования по сути – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование –бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Организация исследовательской деятельности младших школьников – проблема противоречивая и спорная. В современной начальной школе, которая принимает личностно-ориентированное образование, достаточно широко стали использоваться методы, которые не были типичными для традиционной школы. Известно, что традиционный учитель – сторонник иллюстративно-объяснительного метода преподавания. При этом схема дидактического процесса весьма «прозрачна»: восприятие образца (учебник, объяснение, наглядность) – воспроизведение (применение образца в самостоятельной работе) – контроль – оценка. И в каждом структурном элементе этого процесса главным лицом является учитель. Особенности личностно-ориентированного обучения заключается в том, что взаимодействия в системе «учитель - учащиеся» строятся по принципиально другой логике: они выступают как равноправные партнёры учебной деятельности, и обе стороны заинтересованы в её положительных результатах. С этой точки зрения, включение младших школьников в исследовательскую деятельность – явление весьма прогрессивное и полезное, потому что развивает исследовательские умения. Вместе с тем организация этой новой формы обучения трудна, поскольку требует большой самостоятельности её участников, в то время как это качество недостаточно развито у детей младшего школьного возраста. Методы проекта и исследования не являются принципиально новыми в мировой педагогике. Они были предложены и разработаны в 1920 –е годы американским философом и педагогом Дьюи на основе гуманистических идей. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учётом их личной заинтересованности в знаниях и получая в итоге реальный результат. В России идеи проектного обучения возникли практически в то же время. Уже в 1905 году русский педагог С. Т. Шацкий с небольшой группой коллег пытался активно использовать проектные методы в практике преподавания. После Октябрьской революции их идеи и опыт работы стали широко внедряться в практику школы, но недостаточно продуманно и последовательно. И в 1931 году постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осуждён, а использование его в работе учителя запрещено. Вместе с тем в зарубежной практике он весьма успешно развивался и приобретал популярность. В настоящее время, когда и в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, сделан акцент на освоении учащимися ценностей и способов деятельности человека в социокультурной среде, метод проектов снова востребован и популярен. Надо отметить, что проектирование и исследование - изначально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. v Исследование – бескорыстный поиск истины, не предполагает создания какого – либо заранее планируемого объекта, даже его модели. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. v Проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи, предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния) v Вместе с тем, как в основе и метода проектов, и метода исследований лежат: · развитие познавательных умений и навыков уч-ся; · умение ориентироваться в информационном пространстве; · умение самостоятельно конструировать свои знания; · умение интегрировать свои знания из различных областей наук; · умение критически мыслить. Пришло понимание того, что начальная школа – важнейший период в развитии личности учащегося, что будущее ребёнка, его интеллектуальное и нравственное развитие, отношение к труду во многом определяются содержанием воспитания и обучения в начальных классах. В современных условиях качественно меняется содержание деятельности учителя начальных классов – он должен быть педагогом, умеющим проектировать развивающую социально-культурную среду, педагогом, способным осуществлять личностно – ориентированное обучение ребёнка, педагогом, способным вести исследовательскую работу и умеющим подготовить детей к исследовательской деятельности. Перед учителем встаёт ряд важных задач: § сформировать понимание того, чем исследовательская деятельность отличается от обычной познавательной § развивать умения, которыми должен обладать исследователь: постановка цели, гипотезы, отбор необходимых методов, оценка результатов § развивать умение наблюдать: замечать, анализировать, выяснять, устанавливать Как видно, подготовка к исследовательской и проектной деятельности занимает не только много учебного времени, но и требует от педагога особого интереса, понимания важности этой формы обучения для развития школьника. Учителю необходимо: · владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовывать исследовательскую самостоятельную работу учащихся · уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения · устанавливать в группах деловой, эмоциональный настрой · уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов (исследований) Учитель должен пошагово объяснять ученику все действия, касающиеся не только содержательной, но и организационной стороны работы. В основе метода проектов, и метода исследований лежат: · Развитие познавательных умений и навыков учащихся. · Умение ориентироваться в информационном пространстве · Умение самостоятельно конструировать свои знания · Умение интегрировать знания из различных областей наук · Умение практически мыслить. Эти методы ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся (индивид., парную, групповую) которую они выполняют в отведенное для этой работы время ( от школьных минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Это задача личностно-ориентированной педагогики. Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают: · Наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения. · Практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов. · Самостоятельную деятельность ученика · Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов · Использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы и вытекающих из неё задачи исследования, обсуждение методов исследования. Сбор информации, оформление некоторых результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы. Задачи проектной и исследовательской деятельности Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы. Развивающая: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публично представлять результаты исследования. Воспитательная: создание продукта, востребованного другими. Тематика исследования различная. Выбирая темы для проектов надо опираться на интересы самих учеников, учитывать привычные для них способы получения информации. Проектная и исследовательская деятельность- это интерес, радость, творческий поиск, жаркие споры, каждому находится дело по душе. |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz |